На пути к современной российской школе
15.01.2018
В г. Москва и с. Бунино
В конце ноября в Москве Ассоциация "Менторы столичного образования" провела конференцию "Менторы для образования будущего". В ее работе участвовали представители 55 регионов, в их числе директор Бунинской школы Е. Саковская. После подписания договора о сотрудничестве со школой № 2006 города Москвы у Бунинской школы появился опытный наставник.
Президент Владимир Путин: "Программа обновления и реконструкции школ будет продлена, так как условия, в которых учатся дети, прямо влияют на их успехи и раскрытие талантов. Всем педагогам нужно помнить: "Каждый ребенок одарен. Раскрыть его таланты — дело школы и дополнительного образования. В этом — успех России".
За последние шесть лет Московское образование пережило колоссальные изменения. Произошло объединение учебных заведений в комплексы, финансирование рассчитано на каждого ученика и зависит от рейтинга школы, создана безбарьерная среда, для повышения эффективности образовательных процессов используются новые технологии: чаты, мессенджеры, соцсети и многое другое. Учиться работать по-новому в первую очередь пришлось руководителям. В столице появилась Ассоциация менторов. Кто же такие менторы? Председатель организации Людмила Александровна Полякова (директор школы № 962 г. Москва) пояснила: "Менторы — это успешные руководители, которые пользуются признанием и авторитетом в образовательном сообществе. И конечно те, кто готов поделиться опытом и навыками с коллегами. Цель ассоциации — совершенствование работы через управленческие проекты руководителей. Менторы поддерживают, сопровождают и разделяют ответственность директоров за эти проекты. Все это нужно для улучшения показателей деятельности школ, для улучшения образовательных результатов".
На конференции речь шла о сопровождении руководителей, опыте московской электронной школы, предпрофессиональном образовании, организации профильных классов. Это было живое общение, где все познакомились с особенностями образования и новыми образовательными практиками в столице и регионах. Большой интерес у всех вызвало открытие в школах инженерных и медицинских классов, проект "Рядом с директором" и обеспечение широкого спектра образовательных услуг и индивидуализация образования в проекте "Школа без образовательных тупиков".
Во второй день работы в стенах Московского института открытого образования был подписан меморандум об обмене опытом и информацией, специалистами и делегациями, о создании совместных рабочих групп, а также об организации и проведении совместных встреч, конференций и семинаров. Этот меморандум поддержал своей подписью Исаак Иосифович Калина, руководитель Департамента образования города Москвы. С его легкой руки менторы столичного образования начали распространять свой опыт далеко за пределы столицы. По словам И. Калины, мы все живем в России и цели образования у нас общие, а опыт московских коллег должен давать регионам заряд, чтобы "образовательные" изменения происходили по всей стране.
Этот заряд энергии и желания работать я почувствовала на себе, побывав в московской школе № 2006, которую возглавляет В. А. Илюхина. Нельзя не рассказать о ней: кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, лауреат премии г. Москвы, член Союза журналистов РФ, автор методики обучения письму и корректировки почерка "Письмо с секретом", имеет около 40 учебных пособий по школьной каллиграфии. Вера Алексеевна прошла путь от учителя начальных классов до директора образовательного центра, о таких людях говорят: Учитель от Бога. Обаятельный, открытый, готовый помочь всем и каждому человек. А для меня еще и Директор с большой буквы. Я думаю, что школа — это воплощение идей (проектов) руководителя, сплоченный поддерживающий нововведения коллектив учителей, учеников и их родителей. Именно это помогает непрерывному развитию школы и ее востребованности. Побывав в 2006-й школе, я как руководитель сразу отметила настоящее единство: учителя-учащиеся-родители. Проходя по школе, попадаешь в путешествие по музеям и галереям страны, есть своя газета и школьное телевидение, образцовые коллективы — музыкальные, хоровые, танцевальные, театральные …И десятки других — развивающих и воспитывающих. Ежедневно распахивают двери спортзалы для занятий футболом, волейболом, гимнастикой, теннисом, шахматами, восточным единоборствам, йогой. И все это — дополнительное образование, в котором участвуют не только дети, а еще родители и учителя, т.е. все желающие, от мала до велика. Причем родители (а я с такими познакомилась) настолько "прикипают" к школе, что после того как их дети ее оканчивают, не перестают участвовать в школьной жизни.
Еще поражает своей красотой школьный дворик, утопающий в зелени, зимний сад, обилие цветов, картины, аквариумы, чистота и сияние. Мне повезло — я успела побывать на трех уроках, пообщаться с детьми и учителями. Учителя — это улыбки, прямые взгляды и открытые лица. Ученики — такие же, как и наши: любознательные, подвижные, но, на мой взгляд, более мотивированные к обучению. Вера Алексеевна поделилась: "Мы стремимся воспитывать любовью. Вот так — красотой и любовью, с помощью современных технологий и с опорой на традиции мы и строим наше будущее".
Выбор директора 2006-й для организации сотрудничества и наставничества пал на нашу сельскую Бунинскую школу, что для нашего коллектива стало неожиданностью. Получив ее предложение, понимая, что это большая ответственность и в то же время общение, а тем более, помощь, которые для нашей школы принесут только пользу, я сразу согласилась. А после нашей встречи и заочного знакомства с нашей школой и Вера Алексеевна удовлетворенно отметила: "Я не ошиблась!". За два дня был спланирован дальнейший план сотрудничества. Мы еще пока в начале совместного пути. Много вопросов хочется обсудить, во многих проектах поучаствовать. Пока не хотелось бы раскрывать всех планов. Но одно могу с уверенностью сказать, что двери 2006-й школы г. Москвы всегда открыты для учителей и учеников нашей школы. И мы непременно этим воспользуемся!
Е. Саковская, директор, депутат районного Совета народных депутатов